Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Каждый из нас – часть единого человеческого сообщества. И жизнь каждого из нас включает тесное общение с другими людьми. Не имея правильной, «здоровой» речи, человек испытывает затруднения в работе, учебе, неформальном общении со сверстниками, и в массе бытовых ситуаций. Проблемы с речью могут стать реальным препятствием для ребенка или взрослого. Страдающему такой проблемой человеку сложнее передавать окружающим свои чувства и доносить мысли, трудно проявить себя в учебной или трудовой деятельности, любая мелочь может стать непреодолимым тупиком в такой ситуации.
Поэтому изучение проблем логофобии, а в особенности у лиц, имеющих речевые нарушения, является очень актуальной проблемой. Коррекция логофобии является необходимым условием психологического благополучия лиц, страдающих ею.
Цель работы – изучить особенности логофобии у лиц с речевыми нарушениями.
Задачи:
1. рассмотреть понятия логофобии и речевых нарушений;
2. изучить особенности логофобии у лиц, имеющих речевые нарушения;
3. обозначить направления коррекции логофобии у лиц с речевыми нарушениями.
Методы: в работе использованы теоретические методы исследования (обзор литературы на данную тему).
1. ПОНЯТИЯ ЛОГОФОБИИ И РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Логофобия является одной из разновидностей фобий, и характеризуется как выраженное ограничение человеком речевых ситуаций, то есть ситуаций, где ему требуется обращаться к использованию речи.
Выделяют несколько степеней выраженности логофобии. При легкой степени логофобии она возникает прямо во время речи, немотивированно. Средняя степень логофобии связана с моментом ожидания ситуации, в которой требуется говорить. Проявление логофобии в момент представления ситуации, где потребуется говорить, считается крайней степенью ее проявления и определяется как выраженный страх речи.
Логофобия всегда сопровождается состоянием эмоционального беспокойства, а также различными вегетативными проявлениями. Человек с логофобией может испытывать приступы тахикардии, ощущение сухости во рту, тремор, потливость, а также массу других неприятных ощущений, таких как чувство нехватки воздуха, головокружение или тошноты.
Такие понятия, как расстройства речи, речевые нарушения, патология речи, дефекты речи, недостатки речи, речевые отклонения являются синонимичными, и определяются как «отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т. д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизических механизмов речевой деятельности» [3, c.658].
Единой общепринятой классификации речевых нарушений в данный момент не существует: «Сложность вопроса классификации речевых нарушений обусловлена рядом причин, среди которых ведущее место занимает недостаточная изученность самих механизмов речи, а также несовпадение во взглядах исследователей на вопрос о принципах, на основе
Фрагмент для ознакомления
3
1. Заболотная, А. М. Логофобия / А. М. Заболотная // Оториноларингология в Беларуси. – 2011. – № 2(3). – С. 55-58. – EDN NTPUOD.
2. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2006 — 320 с.
3. Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. з а в е д е н и й / п о д ред. Л. С. Волковой. —5-еизд . , перераб. и доп. — М . : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006 — 703 с . : ил. — (Коррекционная педагогика).
4. Песоцкая, Ю. А. Логофобия у детей старшего дошкольного возраста с заиканием / Ю. А. Песоцкая, С. В. Лауткина // Мир детства в современном образовательном пространстве : Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов. – Витебск : Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2017. – С. 261-263. – EDN ZJVOFF.
5. Страх речи при заикании: влияние на качество жизни / А. М. Заболотная, Е. Э. Коржевская, С. А. Гребень [и др.] // Оториноларингология. Восточная Европа. – 2017. – Т. 7. – № 2. – С. 149-154. – EDN YUFCDF.